Публикации

Туристы, прибывающие в Москву, нуждаются в более понятной системе навигации по городу

В стремлении привлекать и принимать большее количество туристов, Москва непрерывно развивается. Анализ рынка туризма показывает, что этот процесс нуждается не столько в формальном росте, сколько в улучшении структуры туризма, а также простоте и удобстве пользования городом как комплексным туристическим объектом. 

Москва всегда притягивала людей. Во времена Советского союза и отдыхающие, и командировочные в условиях дефицита железнодорожных- и авиабилетов умудрялись строить свои маршруты так, чтобы побывать в столице. Вернувшись, они с гордостью говорили: «Я в Москве был», и долго потом вспоминали большой, светлый, людный город – Москва умела произвести впечатление.

С тех пор изменился и город, и люди, и даже страна. Москва непрерывно улучшалась, становилась более открытой для гостей, и это встречало отклик туристов. Статистика туризма показывает рост числа гостиниц и единовременной вместимости гостиничного комплекса в течение последних пяти лет. Так, в 2011г. в Москве насчитывалось 213 гостиниц с общим фондом в 72,3 тыс. мест.

 Динамика численности туризма

Статистика туризма, собранная MAAN Group, показывает, что объем иностранного туристического потока в 1 полугодии 2013г. вырос на 230 тыс. человек по сравнению с аналогичным показателем 2012г. В пятерке стран с наибольшим количеством посетивших Москву туристов расстановка первых четырех мест не изменилась, и в порядке убывания выглядит как Германия (152,1 тыс. человек), Китай (147,7 тыс. человек), Франция (75,7 тыс. человек), США (70,6 тыс. человек). Турция с 68 тыс. человек сместила с пятого места Италию, откуда в 2012 г. приехало 59,4 тыс. человек.

Анализ рынка туристических услуг показывает, что особенно важную роль в восприятии города играет возможность свободно ориентироваться в городе и находить оптимальные туристические маршруты. Поэтому, необходимым условием развития туризма является абсолютная прозрачность транспортной инфраструктуры.

Чтобы создать управляемое движение туристических потоков, нужно наложить друг на друга транспортную карту города, и схему туристических маршрутов. Объединенная схема будет удобна как для восприятия гостями города, так и для управления транспортными потоками. Карта, перенесенная с бумаги на местность города, имеет вид уличной навигационной системы – информационных дисплеев, стендов и указателей.

 

Портрет туриста

Анализ рынка туризма предполагает точное описание аудитории, на поведение которой необходимо ориентироваться при выборе стратегии развития рынка туризма. Туристы посещают Москву с различными целями, и для более точного анализа рынка туризма MAAN Group сформировала пять основных категорий, на которые делится весь туристический поток.

Транзитные пассажиры предъявляют высокие требования к логике и однозначности навигации. В различных точках Москвы навигация должны быть едина и детальна. Зачастую у транзитных пассажиров есть несколько часов на знакомство с городом, и в этом случае их поведение неотличимо от поведения обычных туристов – самостоятельных и событийных. В случае же быстрого перемещения между транспортными узлами, транзитным пассажирам особенно важно легко находить нужный выход из метро, номер терминала, на что житель города или турист может потратить лишнюю минуту. Аналогичные требования возникают к расположенным возле вокзалов и аэропортов элементам городской инфраструктуры  - кафе, туалетам, билетным кассам.

 Транзитные пассажиры

Согласно собранной MAAN Group статистике, доля транзитных пассажиров составляет около 10,1%. Московский авиационный узел состоит из трех аэропортов – Внуково, Домодедово и Шереметьево, и его пассажиропоток составляет около половины всего пассажиропотока России. В 2008г. общий пассажиропоток всех аэропортов достигал 43,3 млн. человек. Именно аэропорты Москвы принимают большую часть иностранных пассажиров.

Но в Москву люди прибывают в основном через железнодорожный узел, который обеспечивает в том числе до 70% всех пригородных поездок.

Особые условия для Людей с ограниченными возможностями описаны на уровне государственного стандарта – инвалид-колясочник должен иметь возможность беспрепятственно подъехать к указателю и считать с него информацию. Люди с нарушением зрения получают информацию посредством трех чувств – слуха, обоняния и осязания. Особенность восприятия пожилых людей выражена в необходимости использования контрастных цветов – эта категория населения с трудом различает близкие оттенки. Родители с маленькими детьми - возможно, с детскими колясками, - нуждаются в сложных, малонасыщенных цветах, что связано с необходимостью максимального облегчения восприятия людьми, находящимися в состоянии хронической усталости.   Также, специально для людей с нарушением цветовосприятия должны использоваться специальные безопасные цвета, которые в любом своем сочетании не вызывают проблем.

 Распределение туристического потока 

            Анализ рынка туризма, проведенный MAAN Group, показывает стабильность распределения туристического потока в зависимости от цели поездки. Данные 1 полугодия 2013г. в сравнении с аналогичным периодом 2012г. изменились слабо, и наблюдается 4% увеличение доли частных визитов до 19% туристического потока. Это не сказалось на расстановке сил в статистике туризма, и обеспечено уменьшением доли бизнес-туризма с 41% до 39%., и туризма с 37% до 34%. Оставшийся показатель «другое» показал рост с 7% до 8%.

У самостоятельного туриста список достопримечательностей и путей конечен и предсказуем. Поэтому туристы испытывают потребность в расположенной в нужном месте информации, которая должна быть проста, понятна, и изложена не только на русском, но и как минимум на английском языке. Учитывая данные Комитета по туризму города Москвы, в качестве третьего языка возможно использовать немецкий, французский или китайский. Также необходимо связать ныне оторванные друг от  друга достопримечательности в маршрутные сети, и направить по ним туристов. Согласно аналитике MAAN Group, в существующем виде маршрутная и транспортная сети слабо связаны друг с другом. Эффективное управление туристическим потоком невозможно до тех пор, пока у любого случайно взятого туриста не будет понимания, как добраться от здания МГУ до Пушкинской площади.

 «Время пребывания»

Больше половины гостей не задерживается в Москве дольше чем на 4-5 дней, отмечает аналитика MAAN Group. По статистике туризма, 58% туристов проводят в Москве 2-4 дня, и 3-5 дня в Санкт-Петербурге.24% проводят в обоих городах по одному дню. На неделю задерживается 12% туристов, и наименьшие 6% гостей проводят в столицах по 8-14 дней.

Событийные туристы более рассеяны по городу, и их отличает четкая привязка к повестке дня и к событию, которое привело их в Москву. MAAN Group проанализировала структуру мероприятий событийного туризма Москвы, и выделила категории событийных туристов. Первая категория посещает мероприятия определенной темы. Вторая состоит из представителей региональных и зарубежных компаний. Третья – это группы жителей Подмосковья. К четвертой относятся временно пребывающие в Москве. 

Событийные туристы являются самой явной группой, предъявляющей спрос на временную навигацию, связанную с проводимыми в городе фестивалями, праздниками, спортивными соревнованиями.

 «События Москвы»

MAAN Group провела срез событийного туризма, и выявила наиболее яркие точки привлечения внимания событийного туризма. В Москве проходят мероприятия международного значения: конкурсы «Евровидение» (2009г.), финал Лиги чемпионов 2008г., Чемпионат мира по хоккею 2007г., который Москва снова примет в 2016г. Также в Москве на стадионах Лужники и Открытие Арена  пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018. Регулярно привлекает любителей большого тенниса «Большой кубок Кремля».

В Москве ежегодно проходят кинофестивали, наибольшей известностью пользуется ММКФ – Московский Международный Кинофестиваль, лауреатами, гостями и членами жюри которого становятся мастера современного киноискусства.

В Москве проходит театральный фестиваль «Золотая маска», музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского, международный гастрономический фестиваль «Фуд-Шоу»

Москва, благодаря своему центральному положению и статусу логистического центра России, является наиболее удобным местом для проведения деловых семинаров, конференций, конгрессов и отраслевых встреч.  

Самое разнообразные достопримечательности – у паломников. Объекты их интереса бывают не просто удалены от центра Москвы, но разбросаны по городу и Подмосковью, и не обязательно ближайшему. Эта категория туристов также нуждается во временной навигации – как для поиска объектов, так и для упорядочивания потока паломников, что можно наблюдать в дни нахождения святынь в московских храмов. Паломники нуждаются в четком и ясном вычленении объектов своего интереса из информационного потока, поскольку большинство объектов массового туристического спроса находятся вне зоны интересов паломников. Необходимо отметить, что в группе паломников присутствует большое количество лиц с ограничениями по здоровью (инвалидов, пожилых людей), поэтому навигация, связанная с религиозными объектами, должна создаваться с учетом возможных ограничений по здоровью, характерных для этой категории туристов.

 «Туристы-паломники»

В 2009г. отмечалось снижение количества туристов-паломников с 600 тыс. человек в 2008г. до 400 тыс. человек. Согласно данным, собранным аналитиками MAAN Group, в последующие два года количество паломников не менялось, однако с 2011г. наблюдается устойчивый рост их количества, и в 2012г. показатель вышел на уровень 500 тыс. человек.

Среднестатистический турист-паломник – женщина до 39 лет со средним или высшим (возможно неоконченным) образованием, и средним доходом 46 тыс. рублей.

 

Что нужно Москве?

 «Статистика туризма»

По данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, в 2012 столицу посетило от 8 млн. до 10,5 млн. человек, в числе которых 5,2 млн. иностранцев.

С туризмом тесно связаны деловые поездки. По оценкам рынка,  70-80% этого рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург, а более 50% посещающих столицу иностранцев – бизнес-туристы.

Чтобы жители Москвы и туристы лучше ориентировались в городе, аналитики MAAN Group предлагают увеличить количество и качество информации на улицах столицы. Для того, чтобы качественно и всесторонне информировать население, необходимо использовать все возможные варианты размещения справок на улицах города:

 «Элементы навигации»:

На сегодняшний день наиболее востребованными средствами навигации по Москве являются:

·         информационные указатели;

·         справочные электронные  терминалы;

·         вывески органов государственной  власти;

·         стенды (информационные  конструкции) с информацией о  проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемой в целях безопасности  и информирования населения;

·         праздничное оформление  города.

Важно отметить, что улучшения информационной составляющей Москвы не требуют оформления длительной разрешительной документации, и навигационные указатели просто и одновременно эффективно улучшают восприятие города. Безусловно, в распоряжении туристов масса навигационной информации, начиная от карт города и заканчивая информацией в интернете – но город должен идти навстречу туристу, и лишний раз подсказать и сориентировать. Исходя из работы, проделанной европейскими столицами с такой же древней историей – и, следовательно, бессистемной и хаотичной планировкой в противовес изначально нарисованным на бумаге Астаны и Бразилиа, - можно отметить,  что в большинстве случаев намного сложнее заблудиться, чем не заблудиться в этих городах.

В числе предлагаемых MAAN Group элементов системы уличной навигации Москвы можно отметить указатели, содержащие информацию об уличной системе (названия улиц, проспектов, площадей, переулков и т.п.), местах нахождения учреждений и организаций городского, окружного и муниципального значения. Также необходимы указатели, ведущие к культурно-историческим памятникам, предприятиям и организациям потребительского рынка, и прочей важной инфраструктуре. Для удобства, максимальный размер указателя не должен превышать 1,5 м на 1,5 м.

Для удобства, нужно принять систему пиктограмм, распространенную во всем мире. Действительно, обозначения парков, концертных залов, культурных объектов  универсальны, и очевидный путь улучшения навигации Москвы – приведение ее к привычному для конечного потребителя виду. Для туристов из развитых стран целесообразно внедрить и распространить QR-коды – специальную технологию, которая позволяет владельцам смартфонов мгновенно получить справочную информацию в интернете.

По результатам анализа, можно сформулировать требования к вывескам. Во-первых, элементы навигации должны быть просты в монтаже и демонтаже, и крепления не должны искажать или загораживать информацию. Москва не может похвастаться приятным климатом, поэтому конструкции должны быть изготовлены из антикоррозийных материалов и иметь защитное покрытие. Указатели со световой индикацией предполагают легкий и простой доступ к элементам, которые нужно регулярно обслуживать.

Аналитики MAAN Group советуют выбрать бело-коричневую цветовую гамму – белые пиктограммы и информирующие тексты на коричневом фоне. С помощью такой расцветки удастся привести навигационную инфраструктуру Москвы к общему знаменателю с туристическими системами, распространенными в Европе, Северной и Южной Америке, в Индии и Китае.

 

Как использовать опыт успешных проектов?

MAAN Group выявила, какими критериями нужно руководствоваться при выборе зарубежных городов как источника полезного опыта. В первую очередь рассматривались города, населенные не менее чем 1 млн человек, обладающие статусом столицы или культурного, экономического, социального или транспортного центра. В поле зрения попадали города - транспортные узлы, в которых проходят события, привлекающие большое количество туристов.

Важной особенностью являлась языковая неоднородность жителей и гостей города. Так, в Москве надписи на кириллице считываются только русскоговорящими, и для гостей из подавляющего большинства стран являются бесполезными.

Также важным критерием считается наличие навигационной системы, которая создавалась или модернизированной в последние 5 лет. Именно в течение этого срока формировались привычки и поведение современного туриста, нуждающегося не только в физических указателях и стендах с информацией, но и в использовании современных технологий, в частности QR-кодах.

Регулярный туризм: почему Лондон?

Лондон удовлетворяет выбранным критериям и является адекватным ориентиром для создания туристической инфраструктуры. Сопоставимо население и статус культурного, транспортного, экономического центра. Туристический поток Лондона не является моноязычным и не полностью соответствует английскому языку и латинице. Также, Лондон является одним из самых посещаемых городов мира, и его опыт по созданию туристической инфраструктуры представляет большой интерес.

 «Лондон привлекает внимание»

На 2009 г. ,наиболее посещаемыми местами в Лондоне являются:

·         British Museum (5,8 млн. посетителей в 2009 году), Британский музей;

·         National Gallery (4,7 млн. посетителей в 2009 году). Лондонская Национальная галерея;

·         Natural History Museum (4,1 млн. посетителей в 2009 году). Музей естествознания;

·         London Eye. (3,5 млн. посетителей в 2009 году) Лондонский Глаз, гигантское колесо обозрения;

·         Science Museum (2,7 млн. посетителей в 2009 году). Музей науки;

·         Tower of London (2,3 млн. посетителей в 2009 году). Лондонский Тауэр;

·         Victoria and Albert Museum (2б2 млн. посетителей в 2009 году) Музей Виктории и Альберта;

·         St. Paul's Cathedral (1,8 млн. посетителей в 2009 году). Собор Святого Павла.

 

Лондон: навигация обязана быть понятной

Аналитики MAAN Group выделили ключевые идеи, с помощью которых лондонская навигация за несколько лет изменилась к лучшему. Одним из основных нововведений явилось изменение дизайна навигационных элементов. Теперь верх навигационного стенда был выделен желтым цветом с пиктограммой пешехода – так, чтобы любой путешественник вне зависимости от языка легко узнавал навигационный элемент.

 

 «Навигация в Лондоне: История вопроса»

Проект «Понятный Лондон» (Legible London) разрабатывался организацией лондонского транспорта совместно с городской мэрией. Основное внимание авторы проекта обратили на структуру навигации, чтобы сделать понятным и прозрачным управление транспортными потоками.

За два года до реализации проекта проводилось исследование, выявившее ряд проблем городской навигации. Симптомом неэффективности городской навигации авторы сочли повсеместное использование схемы станций лондонского метрополитена в качестве ориентиров для туристических маршрутов на поверхности.

 

Чуть ниже на элементе располагаются указатели ближайших объектов, чтобы турист мог быстро сориентироваться на местности. Это специфика лондонского ландшафта, зачастую скрывающего пункт назначения за соседним поворотом.

Еще ниже авторы разместили карту объектов, располагающихся в 15 минутах ходьбы от стенда. Эта карта помогает ориентироваться уже на уровне окрестностей и искать путь к конечной точке назначения через ориентиры, до которых нужно несколько минут пройти пешком.

 

           

Событийный туризм: опыт Киева?

По итогам анализа MAAN Group, для событийного туризма наиболее полезным оказался опыт Киева по созданию навигационной системы города, которую подготовили к чемпионату мира по футболу.

Так, Киев является густонаселенным городом, обладает статусом столицы, культурного, социального, экономического центра. Киев как транспортный узе соединяет шесть вокзалов и три аэропорта, через самый крупный из которых, аэропорт «Киев-Борисполь», в город попадет большинство зарубежных туристов.

Киев проводит мероприятия, привлекающие международное внимание – в числе самых известных уже упомянутый чемпионат мира по футболу-2012, конкурс Евровидение-2005.  

Украинский язык, из-за кириллицы и лингвистических особенностей, как и русский сложен в восприятии гостями, представляющими романо-германскими, англо-саксонские, индоевропейские языковые группы.

Аналитики MAAN Group обобщили опыт Киева в подготовке навигационной системы. При подготовке чемпионата мира в Киеве ввели две системы указателей – для водителей, и для пешеходных болельщиков. Однако, новые указатели для водителей, на которых кириллические надписи были продублированы латиницей, не отвечали требованиям безопасности дорожного движения. По согласованию с городом, такие элементы навигации были установлены только на месяц проведения чемпионата.

Постоянные навигационные пешеходные элементы освещали, в первую очередь, объекты туристического интереса (памятники, театры, площадки, храмы), городской инфраструктуры, интересной посетителю города (кафе, туалеты, транспортные узлы). Информация была размещена на навигационных столбах, стендах с туристическими картами, стендах с указателями и комбинациями таких навигационных элементов. Также. Для облегчения восприятия, таблички с номерами домов и наименованием улиц на фасадах зданий были стандартизованы.

 «Навигация в Киеве»

·         Отражение объектов общетуристического интереса (достопримечательностей, туристических центров и инфраструктуры);

·         Отражение национальной  стилистики - цветов национального  флага;

·         Дублирование информации  на латинице;

·         Создание единого стиля  оформления;

·         Комбинирование способов  донесения навигационной информации (через карты, указатели, таблички) для  людей с разными навигационными  привычками.

С элементов навигации турист считывал полезную информацию – направление кратчайшего пути до остановок общественного транспорта и пересадочных узлов, путь к ближайшим достопримечательностям и спортивным сооружениям, занятым при проведении Чемпионата. Это и есть то наложение структуры объектов интереса туристов  на транспортную инфраструктуру города.

Выводы

Аналитика MAAN Group показывает – навигация оказывает существенное влияние на рынок туризма. Навигационные элементы являются важнейшим средством управления туристическими потоками. С помощью системы навигации возможно оптимизировать туристические маршруты и создать карту наполненного достопримечательностями города, который был бы понятен и прозрачен для всех категорий туристов – как для регулярных, так и для событийных.

Опыт Лондона говорит о том, что основные принципы организации навигационной системы не так сложны, как кажется. В первую очередь, это учет поведения туристов и способа их перемещения. Далее, это создание единого стилевого решения и регулярное обновление информации. Навигационные элементы должны создавать единую структуру и дополнять друг друга за счет внимания к деталям, иерархии навигационных элементов и каждой достопримечательности по отдельности.

В целом, опыт Лондона формулирует критерии хорошего навигационного элемента – это тот элемент, информационное наполнение которого не допускает двоякого истолкования, и понимается четко и однозначно. Вторая составляющая хорошей навигации – ее расположение, которое позволяет не только отвечать на вопросы туристов, но даже не давать им возникнуть.

Резюмируя опыт Киева, MAAN Group разделяет навигацию на два основных типа, и при планировании необходимо учесть особенности аудитории, для которой она будет создаваться. Постоянная навигационная инфраструктура создается для поиска мест, где мероприятия проходят регулярно. А временная навигация рассчитана на посетителей мероприятий, которые проходят в определенном месте в определенное время. Также необходимо учитывать, где временные туристы будут жить во время мероприятия, и откуда им нужно будет добираться до цели.

Нобелевский лауреат по литературе Габриэль Гарсиа Маркес писал: «Немного пожив в Москве, любознательный путешественник начинает понимать: чтобы оценить эту действительность, он нуждается в иной, чем у нас системе измерений». Сказанные пятьдесят лет назад слова все еще не теряют актуальности. Гости Москвы обязательно согласятся с классиком. Для этого им нужно всего лишь немного помочь.